Российские вузы объединятся в работе над качеством образования

Томский государственный университет и еще 17 ведущих российских вузов, работавшие по поручению Министерства науки и высшего образования РФ над проектом «Научно-методическое обеспечение развития системы управления качеством высшего образования в условиях коронавирусной инфекции COVID-19 и после нее», создадут Лигу вузов, готовых внедрять у себя новые принципы и технологии обеспечения качества образовательных результатов. Это поможет развернуть национальную инициативу «Качество высшего образования», идея которой была предложена ректорами и одобрена главой министерства Валерием Фальковым.

Проектные предложения к инициативе стали одной из тем итогового пленума международной конференции «Образовательные экосистемы: условие нового качества образования и ресурс развития».

За время конференции представители вузов подвели итоги своей аналитической работы над проектом научно-методического обеспечения развития системы управления качеством высшего образования в условиях COVID-19. В частности, были выделены факторы, которые явно влияют на качество образовательных результатов, и их нужно не просто учитывать, говоря о качестве образования, а следует перевести в язык управленческих условий.

– Мы выяснили состояние проблемы качества образовательных результатов на сегодняшний день в разных вузах, соотнесли данные с содержательными и управленческими условиями, которые были созданы в университетах в период перехода к смешанной модели обучения. Второе, что мы получили, – это обоснованный список ориентиров в изменениях, которые, по мнению нашей рабочей группы, нужно осуществлять. И вот когда мы выделили направления изменений – причем, не только желаемых, а еще и реальных – мы, по сути, определили спектр тех возможных и желаемых, по нашему мнению, глубинных изменений, которые необходимо обеспечить в высшем образовании, – рассказала заместитель проректора по образовательной деятельности, директор Института образования ТГУ Елена Суханова.

577A8161_Суханова_Е.jpg

Университеты, участвовавшие в проекте, эти изменения уже прецедентно реализуют, разработаны методические рекомендации, которые можно использовать в практике других вузов, описаны кейсы. Вузам – участникам проекта важно, чтобы выделенные факторы обеспечения качества образования были учтены в практике управления собственного университета. Чтобы создавались образовательные программы по принципу конструктора, чтобы особое внимание было уделено социально-психологическому состоянию студентов и преподавателей, чтобы материальная среда соответствовала содержанию и способу организации образования, студенты и работодатели были включены в оценку качества образования, а от использования локальных цифровых инструментов вузы перешли к цифровым инфраструктурным решениям и экосистеме.

– Мы хотим изменить ситуацию, в первую очередь, в своих университетах. И мы предлагаем другим университетам посмотреть на это как на определенный общественный регламент качества высшего образования. Мы – университеты, которые об этом договорились – понимаем, что можем быть некоей лигой, клубным пространством. Так как у нас стоит задача не только самим выстроить работающие образцы новой практики образования и управления, но и распространять опыт, мы будем приглашать в нашу инициативу другие вузы, – добавила Елена Суханова.

Задачей такой Университетской лиги станет предоставление конструктора решений, из которого можно набрать набор решений для каждого конкретного вуза – тот, что ему нужен и важен, в зависимости от профиля. Дальнейшее движение внутри своей стратегии по изменению ситуации с качеством образования каждый вуз будет выбирать сам.

Deistviya_Dlya_Ekrana_3.jpg

Сейчас участникам проекта предстоит составить резолюцию по проделанной работе и представить ее в Минобрнауки, а также – для изучения и обратной связи – российским вузам, заинтересованным в повышении качества образования.

Конференция «Образовательные экосистемы: условие нового качества образования и ресурс развития» проходила при поддержке ассоциативных структур: Томского консорциума научно-образовательных и научных организаций, Консорциума вузов по исследованию универсальных компетенций, Университетского консорциума исследователей больших данных и консорциума «Цифровая дидактика».
Материалы проекта и конференции размещены на сайте https://high-edu-quality.ru/