Модель развития педагогического образования в классическом университете на основе экосистемного подхода – инновационный образовательный проект, направленный на разработку и апробацию модели порождения нового педагогического знания в условиях многопозиционных профессиональных коммуникаций и междисциплинарных исследований субъектов образовательной экосистемы классического университета и использования его для создания основных и дополнительных программ педагогического образования. Проекту присвоен статус федеральной инновационной площадки.

Цель проекта

Создание образовательной экосистемы для использования ресурсов многопрофильного вуза в модернизации содержания и форм педагогического образования.

Задачи проекта

  1. Создание коммуникативных профессиональных сетей под разные задачи развития педагогического образования, использующих фундаментальные и прикладные исследования и разработки научно-педагогических коллективов ТГУ.
  2. Создание и экспериментальная апробация сетевых программ основного и дополнительного педагогического образования на основе взаимодействия классического университета с педагогическим университетом, организациями общего и дополнительного образования, субъектами социально-экономического развития региона.
  3. Аналитическое обобщение содержательных, методических, организационно-технологических и управленческих условий развития педагогического образования в классическом университете на основе экосистемного подхода.

Период реализации проекта: 2021–2025 гг.
График мероприятий, планируемых к реализации в 2021 году

Целевая аудитория проекта

  • разработчики программ по направлению «Образование и педагогические науки»
  • разработчики программ ДПО педагогических работников
  • органы управления образованием
  • исследовательские коллективы

Организации-партнеры проекта

  • Томский государственный педагогический университет
  • ОГБУ «Региональный центр развития образования»
  • Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
  • Межрегиональная тьюторская ассоциация
  • Московский городской педагогический университет
  • Ленинградский областной институт развития образования
  • Центр занятости населения города Томска и Томского района
  • МАОУ Гуманитарный лицей г. Томска
  • Школа «Эврика-развитие» г. Томска

Идея проекта

Развитие педагогического образования обеспечивается через включение фундаментальных и прикладных исследований, разработок научно-педагогических коллективов классического университета в создание образовательных программ основного и дополнительного педагогического образования. Содержание и формы развития педагогического образования порождаются, оформляются и диссеминируются через коммуникативные профессиональные сети.

Сеть «Научные профильные исследования» строится под решение задачи порождения нового научно-педагогического знания и объединяет научные коллективы ТГПУ, ТГУ, вузов-партнеров из других регионов РФ. Выбор исследовательских направлений осуществляется путем открытых научных дискуссий и анализа проблем практики образования с участием ведущих российских учёных в области исследования и развития педагогического образования.

Сеть «Методические инициативы» – коллаборация ученых и школьных инициативных групп по экспериментальной апробации результатов и разработок, полученных в профильных исследовательских программах в практике общего образования и исследовательского сопровождения специалистами вузов инициатив «на местах».

Сеть «Новые образовательные программы» – результаты профильных педагогических исследований и внедрение их в практику экспериментальных площадок становятся основой для построения новых дополнительных профессиональных программ для педагогов, методистов, управленцев общего образования и для модификации ученых дисциплин студентов педагогических и непедагогических специальностей.

Разработанные методики преподавания, модели организации образовательного процесса, образцы программ общего и дополнительного образования и другие инновационные образовательные продукты должны быть диссеминированы в практику общего образования Томского и других регионов, в систему ДПО и педагогического образования на уровне РФ. Эта решается путем выстраивания сети «Технологические решения», содержанием деятельности которой является два процесса:

  • оформление результатов исследований, экспериментальной апробации в так называемые «коробочные решения», интегрирующие исследовательские данные, описание образовательных продуктов, программы подготовки кадров и условия масштабирования разработок;
  • организация специальной деятельности по экспертно-консультационному и образовательному сопровождению диссеминации методических инициатив и иных образовательных продуктов, построенная на методологии гуманитарного управления образовательными инновациями (Г.Н. Прозументова). 

Результаты проекта будут использованы

  • в практике ТГУ для развития направления «Образование и педагогические науки»
  • в практике общего образования Томской области для решения актуальных задач развития региональной системы
  • в практике ТГПУ для модификации основных образовательных программ подготовки педагогов
  • в практике национальной системы профессионального роста педагогов

Методические материалы

В рамках проекта «“Навыки самообразования” — интенсивный учебный курс подготовки тьюторов», реализованного Межрегиональной тьюторской ассоциацией (партнером проекта ФИП) с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов, при участии сотрудников Института образования ТГУ разработаны методические рекомендации, на основе которых мы планируем экспериментальную апробацию сетевых программ основного и дополнительного педагогического образования. Предлагаем всем желающим с ними ознакомиться.

Выступления по теме проекта

21–22 апреля 2021 г. сотрудники Института образования ТГУ приняли участие в международной научно-практической конференции по непрерывному образованию. В программу конференции были включены доклады, кейсы и разработки подразделений Института. Руководитель проекта ФИП Елена Суханова выступила с докладом «Университет как оператор становления образовательной экосистемы региона: результаты и эффекты появления новых грамотностей у субъектов образования», на котором представила идею модели порождения нового педагогического знания, разрабатываемую в ТГУ. Запись выступления доступна по ссылке (47:45 — 1:17:30).

26–28 мая 2021 г. состоялся VII Международный форум по педагогическому образованию «Педагогическое образование: Новые вызовы и цели», организованный Казанским федеральным университетом, члены команды проекта ФИП (Елена Суханова, Татьяна Ковалева, Лариса Смышляева, Сергей Степанов и Татьяна Климова) представили свои доклады и обсудили их с Конором Гелвином (Университетский
колледж Дублина, Ирландия) на специальном заседании научной группы Томского государственного университета «Подготовка учителя-воспитателя в XXI веке» (программа доступна по ссылке, стр. 89). Ознакомиться с презентациями докладчиков:

  1. Ковалева Т.М. Компетентностная модель подготовки современного педагога «Hard-Soft-Self»
  2. Суханова Е.А. Экосистемный подход к построению программ педагогического образования
  3. Смышляева Л.Г. Новые направления педагогической науки и содержание педагогического образования
  4. Степанов С.А. Цифровая дидактика в программах педагогического образования
  5. Климова Т.А. Формирование навыков самообразования как основа подготовки тьюторов

7–9 июня 2021 г. на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена состоялся Профессорский педагогический форум «Педагогический форум Российского профессорского собрания — 2021. Университет в эпоху педагогических новаций», на котором в секции 7 «Университеты России: реализация практик педагогических новаций» руководитель проекта ФИП Елена Суханова представила доклад «Уроки пандемии: новые задачи в сфере педагогических новаций университетов», в котором обосновывается задача развития университетами педагогического образования. Запись выступления доступна по ссылке (32:00 — 1:09:30). Ознакомиться с презентацией к докладу: Педагогические новации в университетах.