Аналитический доклад. Уроки «стресс-теста»: Вузы в условиях пандемии и после нее. – Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2020. – 52 с.
В докладе представлен анализ готовности системы высшего образования к ситуации пандемии (начало марта 2020 г.), действий вузов и регулятора для налаживания работы системы, отношения студентов и преподавателей к онлайн-форматам обучения и мерам их поддержки. На основании этого анализа в докладе сформулированы уроки, которые система высшего образования может извлечь из этой экстраординарной ситуации. На основании уроков пандемии рабочей группой определены идеи перспективных направлений развития системы высшего образования для усиления ее вклада в достижение национальных целей развития. Ряд тезисов доклада стал основой для внесения предложений по корректировке планов реализации национальных проектов «Образование» и «Наука», теку¬щей деятельности департаментов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Аналитический доклад. Высшее образование: уроки пандемии. Оперативные и стратегические меры по развитию системы. – Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2020. – 124 с.
Настоящий обзор выполнен научно-педагогическими и экспертными группами тринадцати российских университетов в ходе проведения работ по исследованию проблем и направлений развития высшего образования в период пандемии и после нее. Исследование инициировано группой ректоров и экспертов в марте 2020 г. и поддержано лично министром науки и высшего образования В. Н. Фальковым.
Это вторая часть исследовательской работы, построенная на обобщении данных социологических исследований, проведенных в марте–июле 2020 г., и посвященная выработке предложений по стратегическим и оперативным мерам развития системы высшего образования, которые необходимо осуществить в новых условиях.
Авторский коллектив надеется, что предложенные решения на уровне деятельности регулятора и университетов не только предоставят материал для профессиональных дискуссий, но и станут основой для формирования и реализации стратегии развития системы высшего образования Российской Федерации.
Становление тьюторской модели современного университета в России / науч. ред. Т.М. Ковалева, А.О. Зоткин, Е.А. Суханова;
отв. ред. А.О. Зоткин, Н.С. Гулиус. – Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. – 256 с.
В монографии представлены основания и прецеденты становления тьюторской модели университета в современной России. Книга состоит из двух глав.
В первой главе авторы, обосновывая тьюторскую модель современного университета, анализируют антропологические, социокультурные и педагогические основания, опираясь на историю и современную практику тьюторства. Заключительная часть главы содержит размышления авторского коллектива о тьюторской модели современного университета.
Вторая глава содержит описание опыта тьюторства в современных российских университетах – Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы (г. Уфа), Дальневосточном федеральном университете (г. Владивосток), Московском городском педагогическом университете (г. Москва), Пермском государственном национальном исследовательском университете (г. Пермь), Сибирском федеральном университете (г. Красноярск), Томском государственной университете (г. Томск).
Авторы книги о тьюторстве предлагают читателю построить свой маршрут и осуществить выбор – с какой главы начать знакомство с книгой, что позволит по-тьюторски отнестись к самому процессу чтения.
Разработка методики анализа эффективности магистерских программ: коллективная монография / под ред. Е. А. Сухановой; Нац. исслед. Томский гос. ун-т. — Томск: 2019. — 109 с.
Коллективная монография издана по результатам реализации проекта «Разработка методики анализа и оценки магистерских программ», выполненного Томским государственным университетом при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Проект был направлен на разработку методологии анализа и оценки качества и результативности магистерских программ, их влияния на решение задач отрасли и региональное развитие. Разработанная авторским коллективом методика анализа эффективности магистерских программ была апробирована для принятия решения об эффективности вложенных университетами, работодателями и фондами средств; выработки решений по развитию потенциала магистерских программ, повышения их качества.
Монография предназначена для тех, кто проявляет исследовательский интерес к вопросам анализа и оценки магистерских программ, преподавателям вуза, администраторам, студентам, работодателям, разработчикам мониторинговых методик и программ социологических исследований в сфере образования.
Потенциал профессионально-общественной экспертизы в повышении качества условий индивидуализации образования / под ред. Е.А. Сухановой; Нац. исслед.Том. гос. ун-т. – Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2018. – 152 с.
В монографии представлены результаты исследования в рамках проекта «Профессионально-общественная экспертиза качества индивидуализации образования и тьюторства», выполненного Межрегиональной тьюторской ассоциацией. В процессе исследования выявлено, что профессионально-общественная экспертиза может выступать в качестве продуктивного инструмента решения сложных многофакторных социальных проблем. Разработанная модель многопозиционной экспертной коммуникации апробирована для выявления и решения проблем, связанных с условиями индивидуализации образования детей и молодежи с ОВЗ, одаренных детей, детей-сирот, субъектов онлайн-обучения и семейного образования.
Для тех, кто проявляет исследовательский интерес к вопросам экспертизы в образовании, и тех, кто решает задачи развития практик индивидуализации, усиления влияния общественных организаций в области образовательной и социальной инклюзии.