Официальные наименования
Полное: Учебно-научная лаборатория «Международная сетевая лаборатория программ грамотности в области практики будущего» Института образования Томского государственного университета
Краткое: Сетевая лаборатория программ futures-грамотности ИО ТГУ
На английском языке: International network laboratory for futures literacy programs at the Institute of Education, Tomsk State University
Приглашаем к сотрудничеству: futureswikilab@gmail.com
Миссия
Развитие культуры и интеграция практики работы с будущим в сферах непрерывного образования, профессиональной подготовки, педагогического образования, системах принятия решений в горизонтах будущего
Цель
Создание широкой линейки образовательных решений для соорганизации коллективных повесток действий, самоорганизации в управлении индивидуальными образовательными программами и усиления проектной, исследовательской, визионерской, предпринимательской позиций
Задачи
- Разработка концепции future-ориентированного образования и программ futures-грамотности
- Продвижение образовательных решений (технологий, моделей, цифровых форматов программ) в области практики будущего
- Создание сетевой Базы знаний “Futures Literacy” и сетевой команды исследователей и разработчиков
Сотрудники и партнеры
Татьяна Владимировна Якубовская, зав. Международной сетевой лабораторией программ грамотности в области практики будущего Института образования ТГУ, Россия. Эксперт Регионального колледжа TREDU и Министерства образования Финляндии. Член форсайт-сообщества Финляндии и ментор программ futures-грамотности.
Ольга Сергеевна Макарова, проектный менеджер по развитию международной сети Базы знаний “Futures Literacy”, сопровождению программ futures-грамотности.
Линия дошкольного и педагогического образования
- Светлана Николаевна Литвинова (Московский городской педагогический университет, Институт делового администрирования).
Линия профессионального образования СПО
- Татьяна Борисовна Князева (Ленинградский областной институт развития образования, «Университет компетенций» — сеть колледжей Ленинградской области, Санкт-Петербург).
- Елена Ивановна Фадеева (Ленинградский областной институт развития образования, Санкт-Петербург).
- Андрей Александрович Суслов (Томский механико-технологический техникум, Томск).
Линия предпринимательской деятельности
- Александр Викторович Логинов (предприниматель, Тольятти, Самара).
Линия общего и педагогического образования
- Игорь Олегович Овсяник («Обдорская гимназия», Салехард, ЯНАО).
- Геннадий Николаевич Блинов (Центр развития профессионального образования, Красноярск; АСИ, Москва).
Линия муниципального управления
- Наталья Владимировна Мальковец (Ассоциация Сибирских и Дальневосточных городов, Кемеровский государственный университет).
Линия образовательного и карьерного консультирования
- Людмила Алексеевна Кудашкина (Центр кадровых технологий ТГУ, Томск).
- Людмила Геннадьевна Дмитриева (Кадровый центр «Работа России» Томска и Томского района).
Максим Ефимович Осовский, эксперт сети «Клубы мышления» АСИ, эксперт Образовательного центра «Университет Иннополис» (Казань), руководитель школы «Графические методы в мышлении» (Москва).
Владислав Васильевич Якубовский, IT-консультант, Томск.
Rocco Scolozzi, PhD, Department of Sociology and Social Research, company Skopìa Anticipation Services® (UNESCO Chair in Anticipatory Systems) at University of Trento, Italy.
Helena Koskinen, Director of Education Export atf Tampere Regional Vocational College TREDU, Finland.
Johanna Ollila, research coordinator “Futures Guidance”, Finland Futures Research Centre of University of Turku, Finland.
Panu Kause, PhD, Founder and CEO at FIBRES Online, Helsinki, Finland.
Базовые продукты
МОДЕЛЬ 1. Открытая форсайт-лаборатория старшеклассников
Профессионально-образовательная навигация старшеклассников для создания индивидуальных образовательных программ (2012-2017 гг.): Открытая форсайт-лаборатория старшеклассников «Высокие технологии и профессии будущего: образовательный форсайт +20» (Томский государственный университет совместно с МБОУ «Северская гимназия»).
МОДЕЛЬ 2. Открытая форсайт-лаборатория развития региона
Профессионально-образовательная навигация старшеклассников и студентов в рамках программ развития территории (2017 г.): Открытая форсайт-лаборатория региона «Образование Ямала в горизонте 20 лет» (Томский государственный университет совместно с Агентством системного проектирования (АСП, Москва) по заказу Департамента образования ЯНАО и Департамента здравоохранения ЯНАО.
МОДЕЛЬ 2.1. Открытая форсайт-лаборатория междисциплинарных исследований и проектов университета
- Пилотная программа дополнительной специализации университета «Организатор и модератор форсайт-коммуникаций» (с 2015 г.)
- Пилотная программа подготовки и повышения квалификации ППС университетов «Применение форсайта как образовательной технологии в учебном процессе университета» (с 2015 г.)
- Пилотная программа междисциплинарных исследований для магистров специальностей в области регионоведения (ТГУ, 2017 г.)
МОДЕЛЬ 3.0. Платформа «Открытая форсайт-лаборатория 3.0»
Финско-российская модель программы futures-грамотности «Smart City и принятие решений в горизонте 20 лет: открытая форсайт-лаборатория» (Финляндия, Россия, с 2020 г.)
«Открытая форсайт-лаборатория 3.0» — это интенсив, направленный на освоение futures-грамотности, повышение продуктивности навыков (hard, soft, self skills), усиление изобретательской, исследовательской, визионерской, предпринимательской позиций, самоорганизацию в планировании индивидуальных образовательных траекторий и программ.
Сетевая корпоративная программа повышения квалификации ТГУ и МГПУ «Организация работы команды онлайн-модераторов программ futures-грамотности». Программа повышения квалификации направлена на подготовку команды онлайн-модераторов программ futures-грамотности для целевых групп непрерывного образования и подготовки, систем принятия решений. Программа повышения квалификации включает три блока, разработана для проведения в дистанционном и смешанном форматах на основе образовательной технологии «Открытая форсайт-лаборатория 3.0». По итогам программы предусмотрена выдача удостоверения о повышении квалификации от Томского государственного университета.
Принципы и методы программы
- интеграция форматов коллективной, индивидуальной работы и искусственного интеллекта (на базе платформы ИИ “Shaping Tomorrow” и др. ресурсов)
- Learning-by-Doing // Doing-by-Learning
- Blended Learning
- Microlearning
- Laboratory-based Learning
- Flipped Classroom
- Digital Learning
- Self-Learning
- Peer-to-peer (Knowledge Exchange)
- модераторские навыки сопровождения онлайн работы групп
- работа с онлайн инструментами коллективной аналитики и сценирования
- ключевые понятия и концепты futures-грамотности
- алгоритм, отражающий логику форсайта, форсайта в образовании, форсайта как методологии поддержки принятия решений
- оценка образовательных результатов на основе перечня TOP-10 Future Skills (по версии ВЭФ, 2020)
Содержание программы ПК
Этап 1: Алгоритм программ futures-грамотности: моделирование работы команды по программе futures-грамотности «Открытая форсайт-лаборатория 3.0»
Результаты 1 этапа: Модельная сессия 1. Мастер-класс «Smart City и принятие решений в горизонте +20: открытая форсайт-лаборатория» (см. в программе конференции МГПУ http://confino2021.tilda.ws/)
Этап 2. Концептуальные основания программ Futures-грамотности: Самостоятельная работа: индивидуальная, групповая, командная.
Результаты 2 этапа: разработка материалов в Базу знаний “Futures-грамотность” (Knowledge Base “Futures Literacy”)
Этап 3. Модификации программ futures-грамотности: моделирование работы команды по разработке модификаций программ futures-грамотности «Открытая форсайт-лаборатория 3.0»
Результаты 3 этапа: Модельная сессия 2. Мастер-класс «Открытая форсайт-лаборатория 3.0» на основе модификаций программ для разных целевых групп (в программе конференции НИ ТГУ
Кейс: Опыт организации Этапа 1 (11.02.-29.04.2021) сетевой корпоративной программы повышения квалификации (совместно с Институтом образования ТГУ и МГПУ). Участники программы — 25 сотрудников ТГУ, МГПУ и организаций партнеров лаборатории. В качестве итогового мероприятия первого этапа повышения квалификации — мастер-класс «Модель финско-российской программы futures-грамотности “Smart City и принятие решений в горизонте 20 лет: открытая форсайт-лаборатория”» на IV Международной научно-практической конференции «Непрерывное образование в контексте идеи Будущего: экосистемный взгляд на новые грамотности» (сайт конференции: http://confino2021.tilda.ws/)
Результатом программы является формирование соорганизованных команд онлайн-модераторов, готовых осуществлять программы futures-грамотности и адаптировать их под специфику целевых групп и задач.
Международная деятельность
Агротехнологии для умного города +20: открытая форсайт-лаборатория
10.03–11.03.2021
Профориентационная лаборатория для студентов Томского аграрного колледжа была организована командой международной сетевой лаборатории программ грамотности в области практики будущего совместно с ОГКУ ЦЗН города Томска и Томского района. Ключевой вопрос, рассматриваемый в ее рамках – как агротехнологии будут влиять на экосистему Smart City и наше качество жизни в масштабе 20 лет. С участниками работали эксперты из лаборатории futures-грамотности, Биологического института ТГУ, Томского государственного педагогического университета, сити-фермеры, практикующие предприниматели.
О мероприятии в СМИ:
Страница Национального Дня Будущего Финляндии (англ.): Futures Day 2021 “Agrotechnology for Smart City Region: Open Foresight Laboratory”, Tomsk, Russia
Информация на сайте Администрации Томской области: Студентов-аграриев познакомят с перспективами их будущей профессии
Репортаж ГТРК «Томск» (с 8 минуты)
Форсайт-фестиваль «Картофель: настоящее и будущее»
12.02.2021
Региональный студенческий форсайт-фестиваль «Картофель: настоящее и будущее» был организован на основе международного партнерства с Финляндией во Всеволожском Агропромышленном техникуме и «Университете компетенций» в партнерстве в рамках региональной инновационной сети ГАУ ДПО ЛОИРО — ГАПУ ЛО ВАТТ, Департамент менеджмента ЛОИРО, ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, ЗАО Племенной комбинат «Приневское», Всеволожский центр. Студенты и старшеклассники представили свои проекты, связанные с выращиванием и потреблением картофеля в Ленинградской области.
О мероприятии в СМИ:
Страница Национального Дня Будущего Финляндии (англ.): Regional Student Foresight-Festival ”A Trial Step into the Future: Potato in the Present and the Future”
Страница Network Open Foresight Lab for Future-oriented Education St.PETERSBURG:
О Фестивале на YouTube
Исследовательская деятельность
- 6th Congress of the International Society of Cultural-historical Activity Research (ISCAR)
- #EdCrunch Томск 2020 Международная конференция по новым образовательным технологиям
- IV Международная научно-практическая конференция «Непрерывное образование в контексте идеи Будущего: экосистемный взгляд на новые грамотности»
- Futures Conference ‘Learning Futures – Futures of Learning’ online, Finland, 8–9 June 2021
Доклады на конференциях
- Якубовская Т.В. Понятие futures-грамотности в контексте непрерывного образования (на материале реформ образования Финляндии) // Работа с Будущим в контексте непрерывного образования : сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции, Россия, г. Москва, 18-19 апреля 2019 года. М.: А-Приор, 2019. С. 39-45.
- Якубовская Т.В. Современная форсайт-грамотность как инструмент командного развития // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 2. С. 45-55. (с описанием кейса по программе «Открытая форсайт-лаборатория» на стр. 51, Кейс 4)
- Плюснин Л.В. Рациональность, ориентированная на будущее, как онтологическая рамка непрерывного образования //Работа с Будущим в контексте непрерывного образования : сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции, Россия, г. Москва, 18-19 апреля 2019 года. М.: А-Приор, 2019. С. 9-13.
- Плюснин Л.В. Трансформация методологии форсайта в условиях коммуникативной онтологии социальной реальности // Initia: Актуальные проблемы социальных наук (27–28 апреля 2018 г.) Материалы XX Международной конференции молодых ученых / Под редакцией Ю.Н. Кириленко. – Томск, 2018. – 31-33 с.
- Плюснин Л.В. Форсайт как ключевой инфраструктурный элемент современного университета // Философия. МНСК-2018 : материалы 56-й Междунар. науч. студенческой конф., 22-27 апр. 2018 г. Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2018. С. 51-52.
- Плюснин Л.В. Форсайт в рамках образовательной практики «забота о себе» в современном классическом университете // Вестник науки Сибири. — 2018. №3(30). С. 61-69.
- Плюснин Л.В. Коммуникативная рациональность, ориентированная на будущее: почему это необходимо и как это возможно? // Initia: Актуальные проблемы социальных наук (26–27 апреля 2019 г.) Материалы XXI Международной конференции молодых ученых / Под редакцией Ю.Н. Кириленко. – Томск, 2019. – 42-44 с.