Исследования

Подразделениями Института образования ТГУ запланированы исследования и разработки по следующим направлениям:

Научно-методическое обеспечение повышения качества высшего образования в условиях коронавирусной инфекции Covid-19 и после нее

Разработка технологий, моделей образовательных трансдисциплинарных платформ и программ (в том числе, цифровых форматов), обеспечивающих освоение futures-грамотности

Разработка и апробация программ по философии образования, развитию универсальных компетентностей soft & self-skills/competencies, тематике разработки и реализации методик и образовательных технологий преподавания Критического мышления

Критическое мышление как универсальная компетентность: концептуальные основания, парадигмы, образовательные результаты, методики, эффекты, в том числе:

  • образовательные технологии и форматы, а также методики исследования критического мышления (геймификация, тренинги, интенсивы)
  • возможности и функционал модератора образовательного события
  • создание в качестве исследовательской базы коммуникативно-образовательной площадки «Школа модераторов образовательных событий»
  • формирование и оценка образовательного результата, универсальных компетентностей и soft skills в СУОС (ИУКи, образовательные результаты, аффективные диспозиции)

Образование как событие: философские основания индивидуализации и персонализации образования, в том числе:

  • философская концептуализация образования как события, антрополого-аксиологические основания формирования soft & self-skills/competencies
  • принципы, методы и формы организации событийной образовательной практики
  • основания исследовательской аналитики, рефлексивно-методологическое сопровождение, антропологическая экспертиза практик образования (программа Образовательное Ядро бакалавриата ТГУ, направленная на формирование универсальных компетенций, другие ООП и программы высшего, специального и общего образования)

Актуализация self-компетенций в деятельности самообразования: концептуальные основания, парадигмы, образовательные результаты, методики, эффекты, в том числе:

  • концептуализация самообразования как сложной деятельности, системно-деятельностный подход в актуализации self-компетенций
  • принципы, методы и формы организации практик самообразования: самообучения, самоподготовки и самообразования
  • основы автодидактики
  • условия реализации самоопределения как образовательного результата в программах бакалавриата университета
  • условия актуализации self-компетенций
  • создание в качестве исследовательской базы площадки «Школа РОПов»

Институциональные исследования внутриуниверситетской среды ТГУ, в том числе

  • ежегодное получение обратной связи от сотрудников ТГУ
  • социологическое сопровождение программы «Ядро бакалавриата»
  • определение основных причин отчислений студентов из ТГУ (совместно с НОЦ «Институт передовых технологий обучения»)
  • лонгитюдное исследование по аспирантам (совместно с НИУ «ВШЭ» в 2020): выявление образовательных и карьерных траекторий аспирантов, в т.ч. среди тем: социальный портрет аспиранта ТГУ, мотивы учебы в аспирантуре, опыт и готовность к научно-исследовательской работе и т.д.
  • исследование траекторий олимпиадников в ТГУ: определение специфики образовательной траектории одаренных студентов в университете
  • иностранные студенты в ТГУ: определение мотивов поступления в ТГУ и основных проблем и сложностей в период обучения, в т.ч. в связи с пандемией