Подразделениями Института образования ТГУ запланированы исследования и разработки по следующим направлениям:
Научно-методическое обеспечение повышения качества высшего образования в условиях коронавирусной инфекции Covid-19 и после нее
Разработка технологий, моделей образовательных трансдисциплинарных платформ и программ (в том числе, цифровых форматов), обеспечивающих освоение futures-грамотности
Разработка и апробация программ по философии образования, развитию универсальных компетентностей soft & self-skills/competencies, тематике разработки и реализации методик и образовательных технологий преподавания Критического мышления
Критическое мышление как универсальная компетентность: концептуальные основания, парадигмы, образовательные результаты, методики, эффекты, в том числе:
- образовательные технологии и форматы, а также методики исследования критического мышления (геймификация, тренинги, интенсивы)
- возможности и функционал модератора образовательного события
- создание в качестве исследовательской базы коммуникативно-образовательной площадки «Школа модераторов образовательных событий»
- формирование и оценка образовательного результата, универсальных компетентностей и soft skills в СУОС (ИУКи, образовательные результаты, аффективные диспозиции)
Образование как событие: философские основания индивидуализации и персонализации образования, в том числе:
- философская концептуализация образования как события, антрополого-аксиологические основания формирования soft & self-skills/competencies
- принципы, методы и формы организации событийной образовательной практики
- основания исследовательской аналитики, рефлексивно-методологическое сопровождение, антропологическая экспертиза практик образования (программа Образовательное Ядро бакалавриата ТГУ, направленная на формирование универсальных компетенций, другие ООП и программы высшего, специального и общего образования)
Актуализация self-компетенций в деятельности самообразования: концептуальные основания, парадигмы, образовательные результаты, методики, эффекты, в том числе:
- концептуализация самообразования как сложной деятельности, системно-деятельностный подход в актуализации self-компетенций
- принципы, методы и формы организации практик самообразования: самообучения, самоподготовки и самообразования
- основы автодидактики
- условия реализации самоопределения как образовательного результата в программах бакалавриата университета
- условия актуализации self-компетенций
- создание в качестве исследовательской базы площадки «Школа РОПов»
Институциональные исследования внутриуниверситетской среды ТГУ, в том числе
- ежегодное получение обратной связи от сотрудников ТГУ
- социологическое сопровождение программы «Ядро бакалавриата»
- определение основных причин отчислений студентов из ТГУ (совместно с НОЦ «Институт передовых технологий обучения»)
- лонгитюдное исследование по аспирантам (совместно с НИУ «ВШЭ» в 2020): выявление образовательных и карьерных траекторий аспирантов, в т.ч. среди тем: социальный портрет аспиранта ТГУ, мотивы учебы в аспирантуре, опыт и готовность к научно-исследовательской работе и т.д.
- исследование траекторий олимпиадников в ТГУ: определение специфики образовательной траектории одаренных студентов в университете
- иностранные студенты в ТГУ: определение мотивов поступления в ТГУ и основных проблем и сложностей в период обучения, в т.ч. в связи с пандемией