28 мая Томский государственный университет в рамках проекта «Университет – родителям» дистанционно провел родительский лекторий на тему «Чем заняться летом, когда «устали» отдыхать».
На лектории участники познакомились с продуктивными техниками для работы с информацией, которые помогут разнообразить совместный досуг и плавно войти в учебный год. Вместе с ведущими родители и дети опробовали мнемотехники (техники эффективного запоминания) и выполнили интересные задания на развитие мышления. Организаторы лектория предложили приемы улучшения концентрации и переключения внимания, развития воображения, представили много интересных занятий, которые можно использовать в совместных играх с детьми.
Для тех, кто не смог по каким-либо причинам посмотреть лекторий в прямой трансляции, мы составили список лайфкахов, которые помогут родителям и детям чувствовать себя уверенней при работе с незнакомой информацией.
Провели лекторий Лариса Антропянская, тренер по скорочтению, гештальт-терапевт, специалист НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ и Наталья Попова, гештальт-терапевт, специалист НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ.
После продолжительных летних каникул — а в этом году для невыпускных классов они стали еще длиннее, на 15 дней — и детям, и родителям, и педагогам сложно включиться в учебный процесс. Медики и психологи связывают это с особенностями работы мозга. На протяжении 400 лет наука считала, что законы функционирования мозга неизменны. В середине XX века специалисты пришли к новым выводам — мозг, подобно мышцам, растет и укрепляется благодаря тренировкам, причем — не до 25 лет, как считалось ранее, а в течение всей жизни. Именно поэтому после отпуска или долгих каникул человеку приходится перестраивать нейронные связи в своем мозге. Кстати, в Китае, чтобы избежать таких проблем школьникам дают ежедневные домашние задания даже на все время летних каникул, и это при том, что каникулярное время там длится всего 45 дней. Если вам кажется, что после напряженного учебного года детям нужно отдохнуть, знайте — тренировки для мозга могут отличаться от привычных школьных заданий, быть интересными и, вместе с тем, не менее эффективными для того, чтобы потом с легкостью включиться в учебу.
Кроме того, игровые приемы и техники могут быть интересны не только детям, но и взрослым членам семьи. Их можно применять в формате соревнования или взаимной поддержки — а это, как любая совместная деятельность, положительно влияет на сплоченность семьи.
Итак, переходим к упражнениям.
- Раскраска левой рукой
Разумеется, не все одинаково хорошо пишут и рисуют обеими руками. Но в этом упражнении нужно взять в обе руки по карандашу и на чистом листе бумаги нарисовать гриб. Постарайтесь, чтобы он вышел аккуратным, с крепкой шляпкой, толстой ножкой — словом, такой, какие вы любите собирать в лесу. Затем возьмите карандаш в левую руку и аккуратно раскрасьте шляпку гриба. Затем карандашом другого цвета раскрасьте ножку. Не у всех и не всегда это получается красиво сделать с первой попытки. Но практика показывает, что после серии таких занятий, уже на третий-четвертый раз, результаты улучшаются. Кстати, кинезиологи рекомендуют ежедневное рисование обеими руками симметричных картинок на протяжении 20-25 минут. Доказано исследованиями, что через месяц таких упражнений резерв памяти человека увеличивается в два раза. Более того — развивается воображение.
- Сенсорный тренинг
Представьте себе нарисованное яблоко. Оно имеет только контуры фрукта, не раскрашено. А каким вы его представляете? Участники родительского лектория дали самые разные определения: хрустящее, червивое, сочное, красное, сладкое, ароматное… А ведь, как правило, при выполнении такого задания люди используют только одну сенсорную систему, визуальную, описывая цвет яблока. Совет — подбирайте больше характеристик! А еще попробуйте сделать это с другими воображаемыми картинками. Представьте елку, хомячка, морскую волну… Опишите их, с учетом того, что у нас пять органов чувств. И не пугайтесь дать определение, какой хомячок «на вкус» — тут речь будет идти о проявлении эмоций. Мы же говорим своим детям «ах ты, мой сладенький» или «ах ты, противный», при этом не подразумеваем, что они такие на вкус. А еще будет хорошо, если вы опишите, что чувствуете при виде своих воображаемых картинок. Нейронные связи от такого упражнения будут просто в восторге, как и учителя, которые изумятся успехам вашего ребенка при начале нового учебного года.
- Тренинг восприятия
Ведущие лектория показали на слайде изображения символов, похожих на иероглифы. И хотя нигде не было сказано, что речь идет именно о языке, мозг воспринимает эту картинку именно как текст. Далее был представлен текст, похожий на французский. А затем участникам лектория показали еще один текст, написанный русскими буквами, с соблюдением всех правил русской грамматики и синтаксиса.
Итог — даже если мы не можем «расшифровать» текст, наш мозг все равно хотя бы примерно понимает, на каком языке он написан. Устроим ему следующую тренировку.
Если всмотреться в эту словесную абракадабру, где правильно расставлены только первые и последние буквы, очень быстро мозг переставит «внутренние» буквы слов на нужные места. Такого типа задания тоже очень хорошо тренируют нейронные связи — за счет переключения внимания. Можно писать такие тексты самим и давать их для прочтения детям, а можно наоборот — поручать ребятам, чтобы они составляли нечто подобное.
А еще можно взять какую-нибудь книгу из своей домашней библиотеки, перечитывать которую вы уже не будете, а просто так выбросить жалко. Закрасьте там черным маркером часть слов в предложениях и попросите ребенка сообразить, какое слово может подойти в конкретной фразе. Даже если оно не будет именно тем, что закрашено, смысл предложения от этого не изменится. А вот нейронные связи за тренировку восприятия фраз, опять же, скажут вам спасибо.
Еще одно упражнение из этой же серии — напишите целостный текст, но при этом в нем должны быть незаконченные предложения, расставленные в неверном порядке. Рядом или на отдельном листе должны быть написаны окончания к этим предложениям. Предложите ребенку восстановить правильный текст.
- Мнемотехники. Тренируем память
Работа с цепочками ассоциаций напоминает нейронные связи. Слова, как будто бы никак не связанные друг с другом, на самом деле можно связать — и по-разному. Порядок слов может быть разным — начинать можно с любого. и связывать его с любым Особенность цепочки ассоциаций — в том, что изначально человек запоминает не все слова, а только пару из них. Например, пара «окно- стол» может выдавать образ — стол, придвинутый к окну. Придумывайте вместе с детьми, как одно слово может быть связано с другим. Например, стол плывет по реке. А в реке отражаются фонари. И так далее. Не бойтесь «дурацких» ассоциаций — они могут быть самыми бредовыми, но составляя их, вы побуждаете работать свой мозг. Однако старайтесь размышлять недолго — выдавать ответ секунды за две-три. Таким образом нужно связать не менее 20 слов, а затем записать их. Это реально работает! Конечно, придуманные ассоциативные цепочки со временем забудутся, а вот укрепленные нейронные связи останутся.
- Тренируем внимание
Бывает, что нам нужно углубиться в какую-то одну работу, а иногда нужно быстро переключаться с одного задания на другое, при этом удерживать внимание «по всем фронтам». Натренироваться в этом помогут, в частности, таблицы Шульте — они сейчас очень популярны, и их легко найти в интернете. Суть этой игры в том, что нужно быстро собрать все числа от меньшего к большему. При таблице 5×5 нормой считается время в 25 секунд. Если не получается достичь хорошего результата на экране, распечатайте такие таблицы и пользуйтесь карандашом, проводя линии от одной клетки к другой. Постепенно вы натренируете свое периферическое зрение, что поможет как концентрировать, так и переключать внимание.
И это еще не все советы от ведущих родительского лектория. Чтобы ознакомиться со всеми ними подробнее, вы можете посмотреть запись трансляции на нашем канале в YouTube. Это поможет вам провести летние каникулы с пользой!